Архитектура

Монастырские сооружения расположены на мысу, вытянутом по линии север–юг. Плавно сужаясь и понижаясь от основания на севере, мыс оканчивается округлым возвышением на юге. Западная сторона мыса покрыта лесом. На оконечности мыса, словно на пьедестале, возвышается громада Свято-Пантелеимоновского собора (наличие столь огромного храма в обители-пустыни является своеобразной чертой Феофании). Близ алтаря собора, на той же оконечности мыса, расположен келейный корпус с куполом домовой церкви Чуда св. Архангела Михаила и башенкой колокольни. На террасе склона к западу от собора установлен Поклонный крест на месте храма Владимирской иконы Божией Матери. На пониженном перешейке между основанием и завершением мыса, по восточной стороне осевой монастырской улицы протянулся старинный корпус келий. В северной части мыса, на западной стороне улицы находится храм Всех Святых с колокольней над входом и примыкающим к алтарю жилым корпусом; усадьба храма имеет автономную каменную ограду. Вблизи этой усадьбы монастырскую улицу венчает здание св. ворот. Несмотря на разное время сооружения св. врат, корпусов и собора, их фасады одинаково выдержаны в «кирпичном стиле» (популярном в кон. XIX – нач. ХХ вв.) и раскрашены в красный и белый цвета (первым, в качестве фона, выделены основные плоскости стен, вторым – кладка выступающих элементов декора), что придает цельность архитектурному ансамблю: он кажется сказочным городом, неожиданно открывающимся паломнику после недолгого путешествия через полосу лесопарка.

Свой нынешний вид обитель приобрела уже после того, как в 1864 г. о ней восторженно отозвался Николай Сементовский – автор популярных описаний киевских святынь; тем не менее, его слова вполне приложимы и к современности: «Пустынь Феофания произвела на душу мою отрадное святое впечатление, которого я давно не испытывал в сердце моем, несмотря на то, что я в жизни объехал почти всю европейскую Россию и большую часть Европы, и посетил все места, прославившиеся своей красотою».

Собор св. вмч. и целителя Пантелеимона сооружен по проекту киевского епархиального архитектора Евгения Ермакова. Ходатайство о возведении храма (ввиду того, что в нач. ХХ в. существующие к тому времени церкви обители не вмещали приходящих на праздники богомольцев) было подано в 1904 г. Освящение собора состоялось в 1914 г. Изначально предполагалось, что главный престол храма будет освящен в память Чуда св. Архангела Михаила в Хонах (боковые – в честь св. вмч. Пантелеимона и прп. Сергия Радонежского). Однако в ходе строительства это решение было изменено: в день св. вмч. Пантелеимона (9 августа н. ст.) в Феофании собиралось 2–3 тыс. паломников, а в память Чуда св. Архангела Михаила (19 сентября н.ст.) — 100–200. В числе особенностей архитектурного облика храма – окружение среднего «луковичного» купола 4-мя шатровыми угловыми (последние уравновешивают и смягчают мощь центральной главы, делают силуэт собора более стройным), а также сочетание в «кирпичном стиле» постройки черт псевдорусского направления с элементами готики. С 3-х сторон, кроме восточной, храм опоясывает П-образная в плане галерея. В кон. 1990-х гг. в ее северо-западной части (слева от главного входа в собор) освящен придел Владимирской иконы Божией Матери – в память разрушенной в советское время одноименной церкви монастыря. В последние годы северная и южная части галереи удлинены на восток и сомкнуты с боковыми апсидами, к 3-м входам в галерею пристраиваются крытые паперти (все эти пристройки улучшили ритм пропорций на боковых и алтарном фасадах). От изначальных росписей интерьера уцелели только изображения 4-х евангелистов под средней главой (отреставрированы в 1990-х гг.) – зато белизна стен и сводов способствует наполнению внутреннего простора храма таким количеством света, что кажется, будто, выйдя наружу, увидишь собор парящим на облаке. В дни обороны Киева от нацистов (1941) на кровле и под куполами храма были размещены огневые точки. По ним вели ответный огонь, выбоины от которого оставались видны на фасадах до начала 1990-х гг. После Великой Отечественной войны Институт механики разделил интерьер на несколько этажей и множество помещений. К 1990 г. на здании отсутствовали угловые верхи и «луковица» среднего купола. В 1990 г. послевоенные перекрытия и переборки внутри собора были разобраны. В 1991 г. началось воссоздание куполов. В 1998 г. капитальный ремонт храма был завершен. Обновленный интерьер украшает красный с позолотой иконостас высотой 14 м, выполненный в манере подражания стилю барокко.

Корпус с церковью Чуда св. Архангела Михаила (освящена в 2005 г.) сооружен примерно на месте 1-го одноименного деревянного храма начала XIX в. (разобран в советский период) и является закрытым для мирян. Храм Всех Святых (1867) является 1-й каменной церковью в Феофании; советские годы он был обезглавлен и стал южной частью длинного корпуса, выстроенного для нужд Академии Наук: наружная облицовка здания скрыла разницу между фасадами храма и поздней пристройкой, но в интерьере была оставлена поперечная стена алтаря с полукруглой апсидой. В 2003 г. здание возвращено обители, в 2009 г. храм освящен после капитального ремонта, в ходе которого вся постройка приобрела новый и примечательный вид: церковь, увенчанная куполом и звонницей, облицована декоративным оранжевыми кирпичом, а фасады советского корпуса, сохраненного ради полезной внутренней площади, переоформлены в «кирпичном стиле». Здание св. врат сооружено в 2010 г.

Увенчанное крестом место бывшего храма Владимирской иконы Божией Матери тесно связано с обустройством водопровода о. Иринархом. В 1871 г. о. Иринарху был сон, в котором на этом месте он встретил почивших о. Вонифатия и протоиерея Даниила Смолодовича. На их вопрос, где он будет служить, о. Иринарх ответил: «У Великого источника». «А я думал, что в старой церкви», – сказал о. Вонифатий, но о. Даниил возразил: «Лучше у Великого источника». Несколько лет о. Иринарх приходил в заветное место и размышлял над загадочными словами из сновидения: «служить» – нет храма, «Великий источник» – а нет воды. Однажды, придя сюда вновь, подвижник воздел руки к небу: «Господи! Я не знаю, что делать!..» И услышал внутренний голос: «Веди оттуда воду сюда». Вначале о. Иринарх провел воду по деревянным трубам от удаленных ключей (см. ниже) к подножию мыса, а вскоре – и на террасу склона. Вначале вода не пошла на склон (консультанты предупреждали о необходимости сооружения водокачки, а схиигумен рассчитывал, что вода поднимется самонапором), и о. Иринарх рассудил: «Господи! Нехорошо я сделал… Хочу воды напиться, не помолясь… Обещаюсь Тебе отслужить соборно Божественную Литургию, придти сюда с крестным ходом и совершить водоосвящение». Через день после обещанного служения вода поднялась на террасу: так появился Великий источник. В 1887 г. трубы заменили чугунными, а в 1900 г. над Великим источником возвели храм (путем пристройки алтаря к часовне, сооруженной несколько ранее).